Из книги маркетолога Джека Траута “Дифференцируйся или умирай!” нам известно, что на высококонкурентных рынках крайне важно найти у себя то, что будет явно отличать тебя от остальных в сознании потребителя и этим создаст конкурентное преимущество.
Первоначальной подготовкой дайверов и их первым знакомством с индустрией правят догматы обучающих организаций и различные течения и трактования учебной методологии. Но поскольку обучение дайвингу высококонкурентная среда, а дайвер-выпускник должен обладать стандартным набором знаний и умений, в ней, так же как и везде, актуально отличаться от своих конкурентов.
Когда-то SDI (Scuba Diving International, рекреационное подразделение TDI – Technical Diving International) впервые сконцентрировался на погружениях с дайв-компьютерами и “разрешил” своим инструкторам игнорировать таблицы-планировщики. На конечный результат это уже особенно не влияло. Большая часть дайверского мира тогда уже понимала, что с компьютером значительно лучше чем без него. Вместе с заявленным акцентом на самостоятельном изучении теории дайверами, чтобы стало больше практики, и радикальным оправданием solo-дайвинга, но с введением в программу соответствующего курса, получалось очень громкое и резонансное заявление в дайвинг-индустрии. Отличиться от конкурентов получилось и аббревиатура SDI стала входить в обиход несмотря на то, что большинство инструкторов SDI всё же были инструкторами TDI, а не начинали карьеру с SDI.
Следующими были SSI (Scuba Schools International), им удалось первыми приучить дайверов к онлайн-учебникам, которые сначала и не воспринимались, привыкшей держать в руках книгу и читать лекции, индустрией. Но в последствии онлайн-курсы были введены всеми ведущими организациями. Главным же достижением SSI в отстройке от конкурентов стал вывод фридайвинга из спорта в рекреацию. Я думаю, что взрывному росту и “легализации” фридайвинга сегодняшний мир обязан именно SSI. Хоть в России фридайвинг и остается больше спортивным, в остальном мире понятны его перспективы, дальнейший потенциал роста и теперь в каждой крупной организации есть собственное фридайвинг-подразделение.
PFI станет фридайверским подразделением TDI/SDi — что такое технический фридайвинг и зачем нам нужна еще одна обучающая организация.
Здесь справедливо приходит на ум аналогия с банковскими продуктами: конкурентоспособные идеи копируются индустрией и формируют новый стандарт качества.
Перекладина плавучести
В дайвинге же новым витком проверки и копирования идей может стать теория SNSI (SCUBA and Nitrox Safety International) о том, что навыки первоначального курса обучения дайвингу следует проводить в толще воды, а не сидя на дне, как это принято сейчас.
Авторы идеи предлагают уделять больше времени курса навыкам контроля плавучести и использования BCD. Для этого в SNSI придумали “Перекладину Плавучести” (Buoyancy Bar), подвешенную нейтрально перекладину, за которую дайвер может держаться (по принципу декомпрессионной балки) во время выполнения навыков курса или ожидая чего либо.
Дисклеймер: Эта новость попалась мне на глаза где-то в начале года и тогда я никак не стал обращать на нее внимание, рассуждая так: если там что-то жизнеспособное, то оно еще себя проявит, а если нет, то нет. В итоге на портале Тетис, появилась целая статья на русском языке, которая подробно рассказывает, что идея оказалась не только жизнеспособной, но и каким-то образом пустила корни в русскоязычном дайверском сообществе.
Я – за развитие учебных методолгий и за выметание старого и изжившего себя. Не думайте, что написанное далее, как-то принижает желание SNSI и аффилированных с ними дайв-профессионалов улучшить существующий дайвинг-рынок. Кстати, ему крайне необходимо позитивное обновление.
Идея учить базовым навыкам без опоры на дно не совсем нова. Я поню как 14-15 лет назад знакомые инструкторы NDL (National Dive League) с гордостью рассказывали друг другу, что в их системе учат снимать грузовой пояс в движении, в толще воды, а не сидя на дне, и это – намного правильнее.
Принципиальное влияние на качество подготовки дайвера, помимо безусловной компетентности инструктора, оказывает соотношение количества студентов, приходящихся на одного инструктора. Меньше студентов – больше внимания инструктора. Так у заявленной SNSI (и большинством других) методологии появляются два спорных момента:
- 1. Соотношение 6 студентов, даже на перекладине, на всего одного инструктора не отличается от такого же соотношения 6:1 сидя на дне бассейна без перекладины. Это те же самые 5 брошенных дайверов и один инструктор, занятый шестым студентом.
Держать до шести неподготовленных людей в толще воды на первом или втором занятии, когда они не контролируются инструктором, потенциально вредно и опасно.
- 2. Использование Перекладины Плавучести без сокращения соотношения студент-инструктор не прибавляет “правильности” потому что, в первую очередь, не добавляет безопасности. И, скорее, может сыграть злую шутку, поместив малоопытных инструкторов в ситуацию, когда помимо студентов, придется заботиться еще и о себе в толще воды, а не с опорой под ногами.
Что до новшеств, то и до этого никто не мешал инструкторам работать в т.ч. и так — с перекладинами и с буйками. Некоторые делали это весьма виртуозно, подвешивая одного новичка на буйке, пока обе руки были заняты вторым.
Что для дайверов
В ускоряющемся информационном мире качество обучения слагается из двух взаимонаправленных вещей: компетентности инструктора, с глубиной знаний и умением преподавания (нужна не звезда, а преподаватель) и, с другой стороны, усидчивости студента и его способности концентрироваться на завершении программы.
От одной из сторон требуется абстрагироваться от своей персоны и передавать умения, а от другой – понимать ценность этих умений. Лучше тот курс, где инструктор по дайвингу умеет преподавать, а студент не пропускает занятий и делает все заданную домашнюю работу. В прямом смысле, как в школе. Как видите, до необходимости в обучающей ассоциации мы, пока еще, даже не добрались.
Стоит ли инструкторам бросать все и скорее проходить кроссовер в инструкторы SNSI
Ну конечно нет, не обязательно.
Во-первых, большинство людей, которые собираются начать заниматься дайвингом, не ищут конкретную организацию или систему, а ищут услугу, которая называется – “Обучение дайвингу”. Они не подозревают о существовании систем и ассоциаций инструкторов.
Да, есть меньшее число обращений, когда ищут конкретные курсы, например, “PADI OWD”. Здесь всегда будут побеждать популярность системы и умение инструктора/менеджера отстоять “свою” систему. И, по моему мнению, маркетинговые и рекламные возможности SNSI в мире, не только в России, кажутся скромнее чем у PADI или SSI
Во-вторых, оставшаяся часть людей, которая уже узнала о существовании систем и конкуренции между школами, станет и дальше собирать информацию о предмете перед тем как сделать финальный выбор в пользу какого-то дайв-центра. Здесь, скорее всего, будет выбираться подход и умения конкретного инструктора, а не ассоциация.
Этим людям важно, насколько услуга соответствует их личным целям, а не формальная сертификация. Она им требуется только для продолжения обучения и дальнейшего использования услуг дайвинг-центров в мире, а не только в домашнем регионе.
Но если вам интересна эта методология и вы разделяете декларируемые SNSI идеи, то дополнительное образование и опыт вам точно будут полезны. Вы же помните, что должны постоянно совершенствоваться как инструктор и как дайвер. Эклектика крайне полезна в серьезном дайвинге.
Вместо вывода
Пробовать новые методики, проверять на практике любые теории и адаптироваться под сегодняшний и завтрашний день – лучше чем бронзоветь в руках с книжкой, написанной 50 лет назад.
Необходимо большое исследование, которое будет длиться 3-5 лет и покажет, как новая методика повлияла на качество подготовки на уровне Open Water Diver. Если улучшит, то почему бы и нет.
Спустя 50 лет мы все еще ставим на пьедестал системы, а не людей. Системы должны работать на профессионалов, а не подчинять их работу своим маркетинговым целям.
Сергей Симонович
Дайвинг инструктор с 2005 года, дайвер с 2000 года. Руководитель AllDive.ru | Рассылка Канал в Телеграм @fordiving